Универсальные аудио редакторы для записи в соревнованиях

Во время работы в соревнованиях часто бывает нужно записать на аудио свою работу в эфире. Пришлось волей-неволей перебрать все известные мне компактные аудиоредакторы. Установка монстров вроде Adobe Audition в мои планы не входила по причине отсутствия места на системном диске, да и вообще из-за нелюбви ко всякого рода излишествам.
В общем, в связи с этими изысканиями я и решил написать небольшой обзорчик аудиоредакторов размер программы которых находится в районе 20-ти мегабайт.

В обзоре я затрагиваю только самые важные инструменты, которые необходимы для записи и самого простого редактирования звука, такие как инструменты управления процессом записи, шумопонижения и регулировки Амплитудно-Частотной Характеристики (АЧХ).

Audacity

Программа Audacity

В последнее время, редактирование аудиофайлов я успешно выполнял в бесплатном аудио редакторе Audacity. На сегодня, это Audacity. Программа занимает всего 13 мегабайт и имеет не только портативную (portable) версию, но и русский интерфейс.

В редакторе очень удобно производить запись, так как есть возможность числового ввода величины уровня записи, что удобно для повторяемости результата и незаменимо при использовании внешнего микрофонного усилителя. Также имеется индикатор уровня записи и регулятор уровня воспроизведения, который доступен и во время записи.

Имеется даже функция диктофона с установкой порогового значения уровня сигнала, при котором активируется процесс записи.

Из недостатков можно назвать невозможность, например, активировать какой-нибудь фильтр и прослушать его действие в режиме реального времени. Нужно сначала произвести настройку фильтра, а потом нажать на кнопку «Прослушать», что, конечно же, не очень удобно. Кроме того, время прослушивания ограничено. И хотя, это время можно изменить в настройках, от этого намного удобнее работать не становится.

Эквалайзер очень удобный и тут никаких претензий нет. Можно легко сменить интерфейс с движков на активную кривую, которую можно тягать мышкой.

Шумоподваитель не вызывает никаких нареканий.

При имеющихся недостатках, бесплатность и портативность программы, а так же очень удобный механизм записи, делают программу незаменимой при записи и простом редактировании звука в любительских условиях.

В плане же покадрового редактирования звука для видео, редактор оказался не так хорош. В нём невозможно изменить разметку временной шкалы, которая показывает время только в секундах.

В редакторе можно осуществить привязку курсора к кадрам, частота которых может быть выбрана в окошке снизу. Доступны следующие частоты кадров: 24fps, 25fps, 29,97fps и 75fps. Для частоты кадров 30fps привязки и представления в окошках индикации нет.

Из-за того, что представление временной шкалы доступно только в секундах, неудобно подгонять звуковой фронт к началу конкретного кадра.

При синхронизации звуков путём вставки тишины длительностью в некоторое количество кадров, размерность инструмента Silence Generator (Заполнение тишиной) всякий раз сбрасывается на «чч,мм,сс».

Nero Wave Editor

Программа Nero Wave Editor

По старой памяти, при установке комплекта программ Nero 8.0, я не убирал галочку с Wave Editor. Nero Wave Editor, это первый редактор, в котором я когда-то начинал работать со звуком.

Ещё когда Nero выходил под номером 5.0, в нём можно было, во время сведении треков при записи аудио диска, навесить разные фильтры на каждый отдельный трек. Странно, что подобные суперудобные возможности для редактирования аудиофайлов ни только не перекочевали в Wave Editor, но и исчезли из современных версий Nero Burning Rom.

Итак, Nero Wave Editor.

В редакторе удобно производить запись, есть удобные регуляторы уровня записи и воспроизведения, а также индикатор уровня записи, который не отключается при паузах. Но, процесс записи не столь очевиден, как в Audacity и Cool Edit Pro, так как во время самого процесса записи амплитудно-временной график не выводится на экран. То есть, увидеть графический результат записи можно только после окончания записи, а не в процессе самой записи.

Недостатком Wave Editor-а из комплекта Nero 5.0 было отсутствие нормального шумоподавителя. Сейчас их уже целых три, так что эта проблема решена.

Но, вот нормальный эквалайзер в редакторе так и не появился. В данном случае мы имеем некий симбиоз параметрического эквалайзера и активного графического интерфейса, которого мне уже недостаточно. Диапазон регулировка всего +15… -14 дБ.

Изменить представление временной шкалы в редакторе нельзя, так что, для покадрового редактирования звука редактор совсем непригоден.

Cool Edit Pro

Следующий кандидат – аудио редактор Cool Edit Pro. Это прадедушка громадного аудио редактора Adobe Audition. Инсталляционный файл Cool Edit Pro имеет размер около 20 мегабайт.

Программа Cool Edit Pro

Здесь есть возможность навешивать фильтры, а затем менять их настройки прямо во время прослушивания фонограммы. Для этого нужно перейти в режим Multitrack (большая кнопка слева вверху). Правда, не все фильтры доступны в этом режиме и не все позволяют производить регулировку на ходу. Но с учётом того, что каждый из звуковых файлов расположенных на дорожках Multitrack-а можно редактировать и отдельно в режиме Edit View, можно смело сказать, что редактировать звук в Cool Edit очень удобно и наглядно. Даже не зная назначения тех или иных регуляторов, можно легко оценить влияние каждого из них, просто покрутив в режиме реального времени. Тем более что слева внизу есть кнопка со значком «∞» (бесконечность), которая позволяет легко зациклить воспроизведение фрагмента или всего файла.

В редакторе есть два эквалайзера – параметрический и графический.

Параметрический эквалайзер хорош, тут ничего не скажешь.

Но, если Вы, как и я, больше привыкли к графическому эквалайзеру, то тут всё тоже неплохо, за исключением того, что кривую графического представления АЧХ нельзя тянуть мышкой, как это можно делать в Audacity или Sound Forge.

С шумопоинжением в редакторе всё нормально.

Не очень удобно реализован режим записи. Невозможно нажать «Паузу» перед нажатием кнопки «Запись». И хотя можно активировать индикатор уровня записи «F10» до начала записи, но при переходе в режим «Пауза» индикатор отключается. Всё это как-то неестественно, если сравнивать с другими редакторами или даже с обычным магнитофоном. Ну, и самое неприятное, это то, что отсутствуют регуляторы уровня записи и воспроизведения.

Что касается представления временной шкалы, то здесь есть возможность выбрать значение кадровых частот: 24fps, 25fps, 29,97fps, 30fps и 75fps. Однако при вставке тишины инструментом Generate Silence доступны только целые секунды.

Конечно, можно изловчиться и вставить кусок тишины, ориентируясь по временной шкале, но тогда инструмент Generate Silence оказывается и вовсе бесполезным.

Sound Forge

Программа Sound Forge

Последний из редакторов, который я установил в этот раз, был Sound Forge 6.0 (Build 132) размером около 26 мегабайт.

В Sound Forge процесс записи аналогичен процессу записи в Nero Wave Editor, за исключением того, что в Sound Forge к тому же нет регулятора уровня записи. Кстати сказать, регулятор уровня воспроизведения тоже отсутствует.

Зато в Sound Forge, наряду с параметрическим эквалайзером, есть и очень удобный графический эквалайзер. Последний, как и эквалайзер Audacity, можно переключить из движкового управления в графическое, при котором можно формировать кривую АЧХ мышкой.

Шумоподавитель в Sound Forge только пороговый и вряд ли стоит его использовать.

Зато с покадровым редактированием звука в Sound Forge всё обстояло намного лучше, чем в других редакторах. Временная шкала переключается на 24fps, 25fps, 29,97fps и 30fps, а вместе с ней меняется и размерность инструмента Insert Silence

Дополнительные возможности
Конечно, при желании, можно установить дополнительные плагины к любому редактору и расширить его возможности в плане редактирования звука. Некоторые плагины позволяют, например, прослушать результат в реальном времени, даже если сам редактор это не умеет. Помнится, когда-то я цеплял к Sound Forge 6.0 шумоподавитель Sonic Foundry Noise Reduction, но сейчас это не так актуально, так как нормальный шумоподавитель есть даже в бесплатном Audacity.

Выводы
Каждый из исследованных редакторов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Для покадрового редактирования самым удобным оказался Sound Forge. Для записи звука – Audacity, а для редактирования в реальном времени – Cool Edit. Для микширования нескольких дорожек самым удобным также оказался Cool Edit.

Единственным редактором, который я вряд ли буду использовать, оказался Nero Wave Editor.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика