Обзор трансивера Kenwood TS-570D

Kenwood TS-570D

Трансивер Kenwood TS-570D можно назвать трансивером среднего класса. По сравнению с трансиверами семидесятых годов, сегодняшние аппараты легче, меньше и имеют гораздо больше оснащения. Имеют ли они большую «внутреннюю ценность» — вопрос, по которому продолжаются споры. И хотя некоторые испытатели считают каждый аппарат идеальным, тем не менее, во многих публикациях выражается желание иметь лучший ВЧ-вход, меньшую интермодуляцию передатчика и т.п. Если бы все разрекламированные трансиверы были действительно так хороши, не понадобились бы новые разработки.

«Руководство по эксплуатации» TS-570D имеет 86 печатных страниц формата А4 и хорошо иллюстрировано. К сожалению, оно не содержит никаких указаний на то, что действительно происходит внутри «черного ящика», монтажной схемы тоже нет. Все это, вместе с объемистым описанием функционирования, можно найти на ста двадцати страницах англоязычного Service Manual.

Руководство по эксплуатации учитывает потребности любителей, не злоупотребляя выражением «это само собой понятно». Из него можно извлечь ценные советы, например к таким темам как Split-связь, цифровые режимы и 10 м ЧМ-Relais. Для последнего в TS-570D имеется CTCSS-Encoder и Decoder (!).

В комплект входят предохранители, микрофон и круглый разъем DIN для подсоединения Multi-Mode-приборов — для факса, SSTV, Pactor’a и других режимов работы. Источника напряжения 13,8В нет в комплектующих и, следовательно, это тоже нужно еще добавить к стоимости.

Размеры передней панели напоминают трансивер Kenwood TS-450 примерно такого же класса, но совершенно другого технического исполнения. Первоначально TS-570 собирались окрестить как TS-460.

Черный корпус, большой четырехступенчатый ЖК-дисплей с регулируемой яркостью, 48 резиновых клавиш и 9 вращающихся кнопок (из них три концентрические) — TS-570D просто-напросто не выглядит «потомком» TS450.

Внешнее оформление представляет собой скромные прямоугольные коробки с расположенными в ряд кнопками и семисегментную ЖК-оптику голубого цвета. Для оформления интерфейса пользователя Kenwood использует резиновые клавиши с выделенными точками нажатия различной величины, цвета и формы. Синтезатор речи, звук которого сопровождает нажатие кнопок, дает возможность работать с TS-570D и людям с дефектами зрения.

Меню, охватывающее 47 пунктов, дает возможность влиять на те настройки, которые редко приходится изменять, при этом не нужно открывать трансивер или же заглядывать на его заднюю панель. Можно записать в память два меню пользователя (А/В). Это может быть полезно, например, когда TRX делят YL и ОМ.

Меню появляется сразу после нажатия соответствующей клавиши: слева — числовой курсор, справа — семипозиционная буквенноцифровая 14-сегментная бегущая надпись. Буквы примерно через 1 с приходят в движение, поэтому для быстрого управления меню не помешала бы, пожалуй, таблица. Установки можно менять с помощью кнопки «Up/Down», которая в обычном режиме отвечает за переключение диапазонов. При установке меню гасится индикация частоты на главном дисплее.

На дисплее имеется также (как составная часть ЖКИ индикатора) обычный многофункциональный индикатор. Показания ALC-, КСВ- и S-метра (с удержанием максимальных значений), а также остальные части поля дисплея легко счи- тываются вследствие различной яркости в разных частях дисплея. То, что индикация не является теперь непрерывной (как это было у старых стрелочных приборов), нельзя считать недостатком, если учесть разрешение и предполагаемые цели использования.

Некоторую досаду вызывает иногда вращающаяся кнопка «Multi/CH». Ею можно выбирать ширину полосы DSP-фильтра для приема, пункты меню или параметры передачи. Или же — чаще всего по ошибке — изменение частоты с шагом 1 кГц. И это может случаться чаще, чем это можно предполагать, так как кнопка расстройки приемника (RIT) расположена как раз над ней. Если при этом не дезактивизировать с помощью меню автоматический обход частот с «гладкими» килогерцевыми значениями, придется долго искать в чем дело. Прочитав об этом также и в [2], я мог только согласиться с автором — здесь можно сделать что-либо по другому.

Стандартные шаги настройки в 10 Гц несколько грубоваты, однако переключение на более тонкие шаги настройки устраняет это — с тем недоста1ком, что при этом изменяются также ширина шага для RIT. Выход — второй ГПД!

Автоматическую регулировку усиления (АРУ) хотя и можно переключить с быстрого на медленный режим, однако невозможно отключить совсем.

Очень практичными оказываются для DX пять ячеек для быстрого запоминания. Нажал на кнопку — и записаны в память частота, режим работы и некоторые другие параметры (фильтр, RIT/XIT, скорость CW и др.). Повторное нажатие на кнопку — и они опять воспроизведены независимо от того, что было установлено. Поэтому можно без встроенного второго приемника следить за Pile Up и целенаправленно выискивать момент для вызова. Скорость CW, усиление микрофона и выходная мощность устанавливаются просто: нажимаются соответствующие кнопки слева от ГПД и поворачивается регулятор «Multi/CH». Для меня не совсем понятно, почему именно усиление микрофона подразделяется на 100 шагов, а не мощность передачи. Ее можно изменять только шагами в 5 Вт, начиная с 5 Вт и заканчивая 100 Вт. Иногда желательны и меньшие мощности.

Для любителей CW имеется новинка. «CW-Tune» изменяет частоту ГПД так, что принимаемый CW-сигнал настраивается на точку нулевых биений (±50 Гц). Как бывший профессиональный телеграфист, я считаю, что на слух я бы сделал это лучше, однако практика показывает — это полезно.

А в целомKenwood превосходно позаботился о CW. Встроен автоматический процессор на основе специальной ИМС, который можно «уговорить» с помощью меню работать даже как ностальгический полуавтомат.

Если наметившаяся тенденция будет продолжаться, клавиша накопления морзянки скоро будет не нужна. TS-570D имеет три запоминающих устройства по 50 символов каждое.
Отношение длины «тире» к «точке» задается через меню.

Если кто-нибудь захочет использовать TS-570D как дополнение к трансвертеру, можно перестроить индикацию частоты на 430 МГц, 144 МГц и 50 МГц. При этом можно также компенсировать возможные смещения частоты.

Ширину полосы передачи SSB можно уменьшить от 2,4 кГц до 2 кГц.

Комментарии партнеров по QSO показывают, что голос тогда звучит несколько звонче. Речевой процессор с помощью компрессии поднимает среднюю выходную мощность ступенями по 5 дБ до 25 дБ.

Похоже, что все больше входит в моду изменение частотной характеристики НЧ. Между оптимальной разборчивостью и наибольшим соответствием оригиналу — большая разница. У TS-570D имеется четырехступенчатый эквалайзер передачи.

С помощью меню можно заблокировать режим передачи TS-570D. Однако если случайно кошка вздремнет как раз на нажатом манипуляторе, передатчик не умрет тепловой смертью. Длительная передача на эквивалент антенны через 8 мин запускает вентилятор; через полчаса прибор был только теплым на ощупь. Это сумеют оценить любители RTTY.

К TS-570D можно подключить две антенны, однако отсутствует отдельная приемная антенна. Каждому из положений антенного переключателя (А и В) можно поставить в соответствие один из диапазонов и записать в память.

Если нажать на кнопку с надписью AT, можно услышать щелканье реле. Под управлением ЦПУ включается соответствующая конфигурация катушек и конденсаторов Т-звена, стоящего после оконечной ступени. Найденная комбинация запоминается, так что при последующих переключениях диапазонов существование согласующего устройства можно и не заметить.
Положительный момент: наконец кто-то прислушался к нашим мольбам — антенный тюнер можно по желанию оставить в приемном канале. Это несколько разгружает приемник от эффектов, которые могли бы проявиться из-за недостаточной преселекции.

В отличие от иных концепций, здесь все процессы при приеме, вплоть до демодуляции, происходят без DSP. В TS-570D DSP — инструмент только НЧ-обработки. Это означает, что такой инструмент должен быть достаточно «острым», поскольку в этом приборе после ПЧ-фильтра на 8,83 МГц нет никаких Других традиционных фильтров. Недостаток: можно «довооружиться» только одним дополнительным ПЧ-фильтром. Предок—TS-440S — предоставлял больше возможностей. У новичка нет ПЧ 455 кГц. Все остальное в этом приборе должно выполняться цифровой обработкой сигналов.

При прослушивании в режиме SSB и AM мы часто использовали очень полезный регулятор DSP-Slope-Tuning, расположенный справа вверху. Прямое сравнение с TS-870S показывает, что здесь он удался лучше, так как, несмотря на 21 ступеньку (Low-Cut: от 10 Гц до 1 кГц, High Cut: от 1 кГц до 5 кГц), не заметно никаких «скачков». В режиме CW регулятор не действует, а включается набор фильтров (2 кГц, 1 кГц, 600 Гц, 400 Гц, 300 Гц, 200 Гц, 100 Гц, 50 Гц) вместе с уже упоминавшимся вращающимся регулятором «Multi-CH». Для FSK предварительно заданы ширины полос 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 1,5 кГц. Тоновая частота (2125 Гц и 127 5 Гц), а также ее девиация (170 Гц, 200 Гц, 425 Гц, 850 Гц) задается с помощью меню.
С хорошими антеннами от нас не ускользнули вечером регулярные «свисты» на расстояниях в 5 КГ1}, несмотря даже на включенный в приемный канал антенны тюнер. Их акустическое проявление устраняет с помощью DSP кнопка «Beat- Cansel».

Приемник представляет собой двойной супергетеродин с первой ПЧ 73,05 МГц и второй — 8,83 МГц. Для ЧМ она преобразуется еще раз в 455 кГц. Сигнал идет от антенного ги езда к антенному реле, а затем через антенный тюнер, отключаемый аттенюатор на 20 дБ и фильтр- пробку ПЧ идет к полосовому фильтру из десяти деталей. Если частота выше 1,7 МГц, он идет через фильтр высоких частот и затем — через полосовой фильтр.

Если включается предусилитель, то сигнал, если его частота выше 21,5 МГц, идет через полевой МОП- транзистор с двойным затвором 3SK131; в противном случае о поднятии уровня сигнала на 12,5 дБ заботится предусилитель на 2SK530. При выключенном предусилителе динамический диапазон улучшается. Я обычно, включал предусилитель только с 18 МГц.

Отфильтрованный, усиленный (если нужно) сигнал попадает через ПЧ-фильтр нижних частот на первый смеситель, образованный из четырех полевых транзисторов 2SK520. Сигнал, полученный от трех ГУН’ов, и сигнал ГПД (73,08… 103,05 МГц) смешиваются в нем с принимаемой частотой в первую ПЧ 73,05 МГц, затем он отфильтровывается и подается на второй смеситель (два полевых транзистора 2SK520) через усилитель на 3SK131 с АРУ. Вторая ПЧ (8,83 МГц), уже почти обязательная у приборов «Kenwood», образуется после смешения с 64,22 МГц. После смесителя сигнал идет на буферный усилитель — на 3SK131. В этом усилителе, который также управляется АРУ, гасятся импульсы помех. Затем сигнал попадает в фильтр ПЧ» Ширина полосы SSB-фильтра в этом месте составляет 2,4 кГц. И в заключение сигнал еще раз усиливается — на этот раз на обычном биполярном транзисторе 2SC2412K.

Затем наступает этап демодуляции, зависящей от режима работы. Причем аналоговой, а не DSP (!). Это бр- рет на себя RCD11 — блок с высокой степенью интеграции. В нем CW и SSB детектируются. В AM демодули- руется огибающая. После этого идут DSP-блоки, т.е. они используются только для обработки НЧ-сигнала. НЧ-сигнал преобразуется в цифровую форму в АЦ/ ЦА-модуле AK4506-VS, фильтруется в модуле 16-Bit-ADSP2181KS-115, имеющем внутреннюю тактовую частоту 24,576 МГц, но работающем на 12,888 МГц, а затем опять преобразуется в аналоговый сигнал преобразователем АЦ/ЦА. В модуле DSP декодируются также CTCSS-тоны. После прохождения активного фильтра сигнал попадает на усилитель НЧ.

Общая оценка TS-570D:
+ компактный и пригодный для повседневного использования;
+ действенные, разумно ограниченные функции DSP;
+ большой ЖК-дисплей;
+ чувствительность на границе полезности;
— можно использовать только один ПЧ-фильтр;
— возможна неправильная эксплуатация из-за регулятора «Multi-CH»;
— нет входа для приемной антенны.

Два режима подавления шума, названные NR1 и NR2, должны облегчить жизнь всем, измученным QRM. NR1 усиливает «вычисленный» сигнал и, с помощью адаптивного фильтра «Finite-Impulse- Response», подавляет шумы. Его характеристика меняется в зависимости от силы сигнала. NR2 работает по кореляционному методу. Он извлекает из смеси сигналов появляющийся периодически сигнал. Это предопределяет данный метод для CW и делает его непригодным для SSB. Отношение сигнал/шум становится заметно лучше. Оба режима (хотя режим NR1 и несколько меньше) производят «чирикающие» шумы, которые раздражают. Однако уменьшение шума очень эффективно и в тяжелых ситуациях дает чистый выигрыш. Правда, в случае сигнала без помех мне больше нравился не обесшумленный тон.

TS-570D достаточно управляем с помощью PC и Windows-Software, загружаемых из Kenwood-WWW-Server в Internet. Имеется ZIP-архив объемом 2,1 MB с именем файла «RCP2911.ZIP.»
Однако можно работать и без этой программы, так как TS-570D понимает команды TS-450. Следовательно, можно использовать и DOS-программу.

Очень трудно сконцентрировать в нескольких, предложениях итоговую оценку. Главное, работать с этим прибором доставляет удовольствие.
TS-570D — компактный, пригодный для повседневного использования прибор, разумно ограниченные DSP-функции которого облегчают работу любителя как в пути, так и дома. Особенно комфортабелен быстрый и совершенно незаметный антенный тюнер, который можно оставлять в приемном канале. Прибор чрезвычайно чувствителен при среднем уровне интермодуляционных помех, в то время как поведение его относительно блокирования цогло бы быть лучше.

Мне мешало то, что можно добавить только один-единственный ПЧ-фильтр. Для любителей SSB отсутствует включение монитора для контроля передаваемого сигнала. Он был бы как раз очень нужен в связи с многочисленными возможностями изменения частотной характеристики.

Короче говоря, это прибор для тех, кто не может сильно раскошелиться, но, тем не менее, хотел бы чего-то большего, а не только основных функций.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика